УЖД Тума - Курша - Голованово, как часть существовавшей ранее Мещёрской магистрали
Узкоколейная железная дорога Тумская - Голованова Дача из посёлка Тума в Голованово - часть существовавшей ранее Мещёрской магистрали.
Мещерская магистраль Владимир - Рязань
Узкоколейная железная Тумская - Голованова Дача - одна из немногих узколеек России с регулярным пассажирским движением и единственная узкоколейка находящаяся в ведении ОАО РЖД. Ещё узкоколейку называют Мещерская магистраль. Обслуживает дорогу депо Тумская Горьковской желзной дороги.
Узкоколейка начинается в поселке Тума Рязанской области на станции Тумская в посёлке Тума.
Участок Тумская - Голованова Дача представляет собой последний сохранившийся участок узкоколейной железной дороги, "мещерской магистрали" Владимир - Рязань. Именно эту железную дорогу описывал в своих рассказах писатель Константин Паустовский. А поглядеть действительно есть что - дорога проходит по живописным местам Мещёры.
За Гусем-Хрустальным, на тихой станции Тума, я пересел на поезд узкоколейки. Это был поезд времён Стефенсона. Паровоз, похожий на самовар, свистел детским фальцетом. У паровоза было обидное прозвище: «мерин». Он и вправду был похож на старого мерина. На закруглениях он кряхтел и останавливался. Пассажиры выходили покурить. Лесное безмолвие стояло вокруг задыхавшегося «мерина». Запах дикой гвоздики, нагретой солнцем, наполнял вагоны.
Пассажиры с вещами сидели на площадках — вещи в вагон не влезали. Изредка в пути с площадки на полотно начинали вылетать мешки, корзины, плотничьи пилы, а за вещами выскакивал и их обладатель, нередко довольно древняя старуха. Неопытные пассажиры пугались, а опытные, скручивая козьи ножки и поплёвывая, объясняли, что это самый удобный способ высаживаться из поезда поближе к своей деревне.
Узкоколейка в Мещёрских лесах — самая неторопливая железная дорога в Союзе. Станции завалены смолистыми брёвнами и пахнут свежей порубкой и дикими лесными цветами.
— К. Г. Паустовский, Мещёрская сторона
История узкоколейки
История мещерской магистрали началась в 1894 году - именно тогда был построен первый участок железной дороги, использовавшийся для вывоза торфа и леса - основных богатств Мещерского края. Впоследствии участок от Владимира до Тумы был "перешит" на широкую колею, а оставшиеся участки от Тумы до Рязани и до Головановой Дачи продолжали существовать.
После строительства автомобильной дороги в восьмидесятых годах через мещерскую низменность значимость узкоколейки сильно упала, а в 1996 году участок до Рязани было решено полностью разобрать. 30-ти километровый участок до лесного поселка Голованово (станция Голованова Дача) продолжает существовать только из-за отсутствия альтернативных путей к посёлкам Голованово и Курша.
Уже не первый год говорят о закрытии узкоколейки - заботы о сохранении уникальной линии ГЖД ни к чему. Количество поездов сокращено, до нескольких пар в неделю, грузовые перевозки по линии практически отсутствуют.
На дороге работают два узкоколейных тепловоза ТУ7А, пассажирские вагоны ПВ51, несколько грузовых вагонов и платформ, снегоочиститель. Всю узкоколейную технику, эксплуатируемую на дороге можно причислить к раритетной.
Разборка железной дороги
В 2008 году Горьковская железная дорога полностью прекратила все пассажирские перевозки по дороги, оставив посёлок Голованово и Курша в Мещёрской глуши без какого-либо транспорта, оставив железнодорожный путь на растерзание мародёров. Причиной остановки движения являлось нежелание Рязанской области оплачивать пригородные перевозки в данном направлении.
В 2010 году дорога сильно пострадал от пожаров, движение по дороге стало невозможным даже на лёгких мотодрезинах - пионерках.
В 2011 году железная дорога полностью ликвидирована по распоряжению начальства ОАО РЖД.
Позднее было установлено, что демонтаж путей был произведён с нарушением существующего законодательства, без предварительного соответствующего решения Министерства транспорта РФ.
Часть подвижного состава Владимирско-Рязанской железной дороги установлена в Музей узкоколейной техники на станции Тумская, часть переданы на Горьковскую Детскую Железную дорогу в Нижнем Новгороде и работает там до сих пор.
Где находится и как доехать, время работы, цена
Адрес: Россия, Рязанская область, Клепиковский район, пос. Тума
Как доехать: До Тумы и станции Тумской можно добраться из Владимира на пригородном поезде Владимир - Тумская, который курсирует несколько раз в день, либо на автобусе из Рязани.
Время работы: не работает
Стоимость: бесплатно
Узкоколейка Тумская - Голованова Дача на карте
GPS координаты: 55.144885,40.546590