Узкоколейка Тумская - Голованова Дача

УЖД Тума - Курша - Голованово, как часть существовавшей ранее Мещёрской магистрали

2 оценило

Узкоколейная железная дорога Тумская - Голованова Дача из посёлка Тума в Голованово - часть существовавшей ранее Мещёрской магистрали.

Тепловоз ТУ-6 с вагоном ПВ в Головановой Даче
Тепловоз ТУ-6 с вагоном ПВ в Головановой Даче

Мещерская магистраль Владимир - Рязань

Узкоколейная железная Тумская - Голованова Дача - одна из немногих узколеек России с регулярным пассажирским движением и единственная узкоколейка находящаяся в ведении ОАО РЖД. Ещё узкоколейку называют Мещерская магистраль. Обслуживает дорогу депо Тумская Горьковской желзной дороги.

Узкоколейка начинается в поселке Тума Рязанской области на станции Тумская в посёлке Тума. 

Участок Тумская - Голованова Дача представляет собой последний сохранившийся участок узкоколейной железной дороги, "мещерской магистрали" Владимир - Рязань. Именно эту железную дорогу описывал в своих рассказах писатель Константин Паустовский. А поглядеть действительно есть что - дорога проходит по живописным местам Мещёры.

За Гусем-Хрустальным, на тихой станции Тума, я пересел на поезд узкоколейки. Это был поезд времён Стефенсона. Паровоз, похожий на самовар, свистел детским фальцетом. У паровоза было обидное прозвище: «мерин». Он и вправду был похож на старого мерина. На закруглениях он кряхтел и останавливался. Пассажиры выходили покурить. Лесное безмолвие стояло вокруг задыхавшегося «мерина». Запах дикой гвоздики, нагретой солнцем, наполнял вагоны.

Пассажиры с вещами сидели на площадках — вещи в вагон не влезали. Изредка в пути с площадки на полотно начинали вылетать мешки, корзины, плотничьи пилы, а за вещами выскакивал и их обладатель, нередко довольно древняя старуха. Неопытные пассажиры пугались, а опытные, скручивая козьи ножки и поплёвывая, объясняли, что это самый удобный способ высаживаться из поезда поближе к своей деревне.

Узкоколейка в Мещёрских лесах — самая неторопливая железная дорога в Союзе. Станции завалены смолистыми брёвнами и пахнут свежей порубкой и дикими лесными цветами.
— К. Г. Паустовский, Мещёрская сторона

История узкоколейки

История мещерской магистрали началась в 1894 году - именно тогда был построен первый участок железной дороги, использовавшийся для вывоза торфа и леса - основных богатств Мещерского края. Впоследствии участок от Владимира до Тумы был "перешит" на широкую колею, а оставшиеся участки от Тумы до Рязани и до Головановой Дачи продолжали существовать.

После строительства автомобильной дороги в восьмидесятых годах через мещерскую низменность значимость узкоколейки сильно упала, а в 1996 году участок до Рязани было решено полностью разобрать. 30-ти километровый участок до лесного поселка Голованово (станция Голованова Дача) продолжает существовать только из-за отсутствия альтернативных путей к посёлкам Голованово и Курша.

Уже не первый год говорят о закрытии узкоколейки - заботы о сохранении уникальной линии ГЖД ни к чему. Количество поездов сокращено, до нескольких пар в неделю, грузовые перевозки по линии практически отсутствуют.

На дороге работают два узкоколейных тепловоза ТУ7А, пассажирские вагоны ПВ51, несколько грузовых вагонов и платформ, снегоочиститель. Всю узкоколейную технику, эксплуатируемую на дороге можно причислить к раритетной.

Разборка железной дороги

В 2008 году Горьковская железная дорога полностью прекратила все пассажирские перевозки по дороги, оставив посёлок Голованово и Курша в Мещёрской глуши без какого-либо транспорта, оставив железнодорожный путь на растерзание мародёров. Причиной остановки движения являлось нежелание Рязанской области оплачивать пригородные перевозки в данном направлении.

В 2010 году дорога сильно пострадал от пожаров, движение по дороге стало невозможным даже на лёгких мотодрезинах - пионерках.

В 2011 году железная дорога полностью ликвидирована по распоряжению начальства ОАО РЖД. 

Позднее было установлено, что демонтаж путей был произведён с нарушением существующего законодательства, без предварительного соответствующего решения Министерства транспорта РФ.

Часть подвижного состава Владимирско-Рязанской железной дороги установлена в Музей узкоколейной техники на станции Тумская, часть переданы на Горьковскую Детскую Железную дорогу в Нижнем Новгороде и работает там до сих пор.

Где находится и как доехать, время работы, цена

 Адрес: Россия, Рязанская область, Клепиковский район, пос. Тума

 Как доехать: До Тумы и станции Тумской можно добраться из Владимира на пригородном поезде Владимир - Тумская, который курсирует несколько раз в день, либо на автобусе из Рязани.

 Время работы: не работает

 Стоимость: бесплатно

Узкоколейка Тумская - Голованова Дача на карте

 GPS координаты: 55.144885,40.546590

Объекты рядом

Вокзал в Туме 40 метров.

Фотографии узкоколейки Тумская - Голованова Дача - 13 фото

 Фото узкоколейной железной дороги между посёлками Тума и Голованово в Рязанской области. Разобрана в 2011 году.

| Транспорт | 6375 | 3 | 2

Отзыв о статье «Узкоколейка Тумская - Голованова Дача»

В этой статье ещё нет отзывов. Будьте первым, напишите свой отзыв об объекте или задайте вопрос.

  Оставить отзыв

Ваше имя или ник


Адрес электронной почты (для уведомлений)

Ваш комментарий к статье