Новороссийско–Сухумское шоссе

Историческая дорога от Новороссийска до Сухума

1 оценило

Новороссийско–Сухумское шоссе — это историческая дорога от Новороссийска до Сухума.

Новороссийско–Сухумское шоссе в Лермонтове
Новороссийско–Сухумское шоссе в Лермонтове

Новороссийско–Сухумское шоссе в Адлере
Новороссийско–Сухумское шоссе в Адлере

Новороссийско–Сухумское шоссе в Новом Афоне
Новороссийско–Сухумское шоссе в Новом Афоне

История дороги

До появления шоссе между населёнными пунктами побережья Чёрного моря можно было только пароходами, либо посредством вьючных троп через горы.

После присоединения Черноморского побережья Кавказа к России в 1829 году возник вопрос о проведении здесь нормальных дорог.

Строительство дороги вдоль побережья Чёрного моря было начато в 1891 году под руководством Анненкова Михаила Николаевича. Поэтому иногда дорогу называли Анненковское шоссе. В первые годы 20 века стройкой руководил затем Станислав Фомич Гофман.

В обиходе дорогу также называли Голодное шоссе, так как для его строительства были привлечены более 10 тысяч рабочих из голодающих губерний России.

На участках Новороссийско-Сухумского шоссе от Новороссийска до Туапсе, протяжением 192 версты, и от Сочи до Нового Афона, протяжением 150 верст, разработка полотна дороги и шоссирование его окончены в 1896 году. С тех пор главную работу составляла постройка больших железных мостов через реки, где первоначально оставлены были броды и частью где построены были деревянные мосты. Окончательно мосты были построены только к 1900 году.

Шоссе от селения Молдовка у берегового шоссе до селения Красная Поляна построено в 1902 году.

Первое время после ввода дороги в эксплуатацию у нее не было твёрдого покрытия, и она была постоянно в огромных вымоинах. И только в конце 1930-х годов дорогу местами покрыли асфальтом, а в пятидесятые – шестидесятые годы значительно расширили.

Постройка Новоросийско-Сухумского шоссе не решила полностью проблемы транспортной связи Черноморской губернии с другими районами Российской империи, однако значительно облегчила транспортное сообщение внутри самой губернии и дало развитие Черноморскому побережью Кавказа.

Современное состояние

Михайловский перевал
Михайловский перевал

Ныне дорога в целом сохраняет историческую трассировку за исключением нескольких новых участков дорог.

В настоящее время Новороссийско–Сухумское шоссе делится на несколько участков:

  • Часть федеральной автомобильная дорога М4 «Дон» Москва — Новороссийск (участок от Джубги до Новороссийска)
  • Автомобильная дорога А-147 - Джубга — Туапсе — Сочи — Адлер - граница с Абхазией
  • Автомобильная дорога Е-60 Псоу - Сухум

Населённые пункты на дороге

Кроупнейшие населённые пункты Новороссийско–Сухумское шоссе:

  • Новороссийск
  • Кабардинка
  • Геленджик
  • Архипо-Осиповка
  • Джубга
  • Лермонтово
  • Новомихайловский
  • Туапсе
  • Лазаревское
  • Лоо
  • Дагомыс
  • Сочи
  • Хоста
  • Адлер
  • Псоу
  • Цандрыпш
  • Гагра
  • Гудаута
  • Новый Афон
  • Сухум

Где находится и как доехать, время работы, цена

 Адрес: Россия, Абхази

 Время работы: ежедневно, круглосуточно

 Стоимость: бесплатно

Новороссийско–Сухумское шоссе на карте

 GPS координаты: 44.363255, 38.705037

| Транспорт | 853 | 5 | 1

Отзыв о статье «Новороссийско–Сухумское шоссе»

В этой статье ещё нет отзывов. Будьте первым, напишите свой отзыв об объекте или задайте вопрос.

  Оставить отзыв

Ваше имя или ник


Адрес электронной почты (для уведомлений)

Ваш комментарий к статье