Переславский железнодорожный музей

Музей узкоколейной техники в Переславле-Залесском

1 оценило

Переславский железнодорожный музей (иногда называют Музей паровозов «Кукушка») — это музей узкоколейной техники в посёлке Талицы Переславского района (г.о. Переславль-Залесский).

Переславский железнодорожный музей
Переславский железнодорожный музей

Переславский железнодорожный музей
Переславский железнодорожный музей

Переславский железнодорожный музей
Переславский железнодорожный музей

История музея

Музей узкоколейной техники в посёлке Талицы был основан в 1991 году, однако основа коллекции была заложена раньше.

С 1998 года музей открыт для свободного посещения.

До 2003 года годов музей поддерживал регулярное пассажирское сообщение от посёлка Купанское до города Переславля, а также организовывал туристические поездки на ретро-поездах по Переславской железной дороге.

В настоящее время в распоряжении музея около 2-х километров узкоколейной железной дороги, оставшаяся сеть была разобрана в 2004—2005-х годах.

Описание музея

Музей расположен на станции и депо бывшей торфовозной узкоколейной железной дороги в Талицах.

Вся экспозиция музея делится на две локации: открытая площадка с железнодорожной техникой и здание депо.

Здание депо Талицы
Здание депо Талицы

В депо имеется комната, где оформлено рабочее место дежурного по станции «Солодча» Горьковской железной дороги (Рязано-Владимирская УЖД), имеется электрожезловый аппарат.

Комната дежурного по станции
Комната дежурного по станции

В музее имеется вагон-лавка, где продаётся сувенирная продукция.

Вагон-лавка
Вагон-лавка

Экспозиция музея

В музее собрано более 100 единиц железнодорожной техники узкой колеи: паровозы, дрезины и вагоны конца XIX – середины XX века.

Экспозиция музея
Экспозиция музея

Паровозы

Узкоколейный паровоз
Узкоколейный паровоз

В музее находится несколько узкоколейных паровозов:

  • Паровоз 157—469 — (1928)
  • Паровоз Фт4-028 завода Тампелла (Финляндия) (1945) - единственный в мире сохранившийся экземпляр, восстановлен до рабочего состояния.
  • Паровоз Гр-269 завода имени Карла Маркса (Германия) (1950), восстановлен до рабочего состояния.
  • Паровоз Кп4-469 — завода имени Дзержинского в Хржанове (Польша) (1955), восстановлен до рабочего состояния.
  • Паровоз Кп4-300 — завода имени Дзержинского в Хржанове (Польша) (1954).
  • Паровоз ВП4-2120 — Воткинского паровозостроительного завода (1958) с трёхосным тендером ВП4-1862.
  • Котёл паровоза типа О (осевая формула 0-4-0) — Коломенского завода, предположительно 1918 год.
  • Фрагмент танк-паровоза серии Е (осевая формула 0-3-0) — Коломенского завода, 1921 год.
  • Фрагмент танк-паровоза типа 0-3-0 колеи 900 мм — фирмы Краусс, 1880-е годы.
  • Двухосный тендер паровоза серии 159, 1930-е годы.

Тепловозы, мотовозы и дрезины

Узкоколейный тепловоз ТУ-4
Узкоколейный тепловоз ТУ-4

В узкоколейном музее находятся следующие мотовозы и тепловозы:

  • Четырёхосный мотовоз МД54-4-1547 — Истьинского машиностроительного завода, (1963) (восстановлен до рабочего состояния).
  • Двухосный мотовоз МД54-2 — Истьинского машиностроительного завода (восстановлен до рабочего состояния в 2010 году).
  • Тепловоз ТУ4-1984 Камбарского машиностроительного завода, (1969) (используется в хозяйственной деятельности).
  • ЭСУ2А-511 Губинского механического завода (используется в хозяйственной деятельности).

Дрезины:

Дрезина на базе автомобиля ЗИМ (ГАЗ-12)
Дрезина на базе автомобиля ЗИМ (ГАЗ-12)

  • Пассажирская автодрезина № 51 — Шатурских железнодорожных мастерских, (1930)
  • Участковая автодрезина Уа № 4727 — Калужского машиностроительного завода, (1939)
  • Пассажирская автодрезина ПД1 — Демиховского машиностроительного завода, (1950-е)
  • Автомотриса АМ-1-093
  • Пожарная автодрезина ПМД-3-259 — Демиховского машиностроительного завода, (1960-е)
  • Грузовая автодрезина ГМД4 — Демиховского машиностроительного завода, (1960-е)
  • Дрезина на базе автомобиля ЗИМ (ГАЗ-12)
  • Мотодрезина ТДУ5 — Калужского машиностроительного завода, (1950-е)
  • Ручная дрезина — Выксунских железнодорожных мастерских, начало XX века

Узкоколейные вагоны:

Узкоколейный пассажирский вагон ПВ-51 (ПВ-40)
Узкоколейный пассажирский вагон ПВ-51 (ПВ-40)

  • Пассажирские вагоны — Мальцовского завода, фирмы Гёрлиц (нем. Görlitz) и др. 1898—1935 годов постройки.
  • Открытый пассажирский вагон треста «Азнефть», Бакинских нефтепромыслов 1928 года постройки (реконструирован «с нуля» до рабочего состояния в 2010 году).
  • Грузовые вагоны различных заводов 1890—1960 годов постройки.
  • Цистерны 1900—1920-х годов постройки.
  • Плужные снегоочистители системы Бьёрке, 1928—1953 годов постройки.

Прокат дрезины

За отдельную плату (200 рублей для взрослых и 100 для детей) можно прокатиться на ручной железнодорожной дрезине за пределы станции и музея (около 1 километра). ВНИМАНИЕ: имеются ограничения по возрасту и здоровью.

Правила пользования ручной дрезиной
Правила пользования ручной дрезиной

Посещение музея

В узкоколейный музей можно проехать из Переславля-Залесского по автомобильной дороге до села Купанское, где свернуть налево в посёлок Талицы. До Талиц ведёт грунтовая дорога длиной около 2,5 километра, проезжаемая практически в любую погоду. Перед въездом в посёлок имеется автомобильная парковка от которой до музея около 500 метров.

Музей работает со среды по воскресенье с 10:00–17:00.

Стоимость билетов на 2022 год:

  • Взрослый - 300 рублей
  • Детский - 100 рублей

По состоянию на 2022 гож оплатить билет можно только наличными.

Где находится и как доехать, телефон, время работы, цена, сайт

 Адрес: Россия, Ярославская область, Переславский район (г.о. Переславль-Залесский) посёлок Талицы, ул. Лесхозная, 1

 Телефон: +7 (48535) 4-94-79

 Время работы: ср-вс 10:00–18:00

 Стоимость: 300 рублей

 Сайт: kukushka.ru

Переславский железнодорожный музей на карте

 GPS координаты: 56.802622, 38.647903

Объекты рядом

Фотографии Переславского железнодорожного музея - 23 фото

 Фото узкоколейного железнодорожного музея в Талицах

| Техника | 511 | 5 | 1

Отзыв о статье «Переславский железнодорожный музей»

  •  Николай написал(а) в 18-12-2022 в 14:12 
    Отличный музей, в котором собраны образцы уникальной техники. Но, к сожалению, музей заходит не всем - многие считают Талицы сбором груды металлолома. Ну частично так и есть, но это скорее этакая фишка, чем недостаток...
     ответить 

Всего 1 комментариев.

  Оставить отзыв

Ваше имя или ник


Адрес электронной почты (для уведомлений)

Ваш комментарий к статье