Музей узкоколейной техники в Переславле-Залесском
Переславский железнодорожный музей (иногда называют Музей паровозов «Кукушка») — это музей узкоколейной техники в посёлке Талицы Переславского района (г.о. Переславль-Залесский).
История музея
Музей узкоколейной техники в посёлке Талицы был основан в 1991 году, однако основа коллекции была заложена раньше.
С 1998 года музей открыт для свободного посещения.
До 2003 года годов музей поддерживал регулярное пассажирское сообщение от посёлка Купанское до города Переславля, а также организовывал туристические поездки на ретро-поездах по Переславской железной дороге.
В настоящее время в распоряжении музея около 2-х километров узкоколейной железной дороги, оставшаяся сеть была разобрана в 2004—2005-х годах.
Описание музея
Музей расположен на станции и депо бывшей торфовозной узкоколейной железной дороги в Талицах.
Вся экспозиция музея делится на две локации: открытая площадка с железнодорожной техникой и здание депо.
В депо имеется комната, где оформлено рабочее место дежурного по станции «Солодча» Горьковской железной дороги (Рязано-Владимирская УЖД), имеется электрожезловый аппарат.
В музее имеется вагон-лавка, где продаётся сувенирная продукция.
Экспозиция музея
В музее собрано более 100 единиц железнодорожной техники узкой колеи: паровозы, дрезины и вагоны конца XIX – середины XX века.
Паровозы
В музее находится несколько узкоколейных паровозов:
- Паровоз 157—469 — (1928)
- Паровоз Фт4-028 завода Тампелла (Финляндия) (1945) - единственный в мире сохранившийся экземпляр, восстановлен до рабочего состояния.
- Паровоз Гр-269 завода имени Карла Маркса (Германия) (1950), восстановлен до рабочего состояния.
- Паровоз Кп4-469 — завода имени Дзержинского в Хржанове (Польша) (1955), восстановлен до рабочего состояния.
- Паровоз Кп4-300 — завода имени Дзержинского в Хржанове (Польша) (1954).
- Паровоз ВП4-2120 — Воткинского паровозостроительного завода (1958) с трёхосным тендером ВП4-1862.
- Котёл паровоза типа О (осевая формула 0-4-0) — Коломенского завода, предположительно 1918 год.
- Фрагмент танк-паровоза серии Е (осевая формула 0-3-0) — Коломенского завода, 1921 год.
- Фрагмент танк-паровоза типа 0-3-0 колеи 900 мм — фирмы Краусс, 1880-е годы.
- Двухосный тендер паровоза серии 159, 1930-е годы.
Тепловозы, мотовозы и дрезины
В узкоколейном музее находятся следующие мотовозы и тепловозы:
- Четырёхосный мотовоз МД54-4-1547 — Истьинского машиностроительного завода, (1963) (восстановлен до рабочего состояния).
- Двухосный мотовоз МД54-2 — Истьинского машиностроительного завода (восстановлен до рабочего состояния в 2010 году).
- Тепловоз ТУ4-1984 Камбарского машиностроительного завода, (1969) (используется в хозяйственной деятельности).
- ЭСУ2А-511 Губинского механического завода (используется в хозяйственной деятельности).
Дрезины:
- Пассажирская автодрезина № 51 — Шатурских железнодорожных мастерских, (1930)
- Участковая автодрезина Уа № 4727 — Калужского машиностроительного завода, (1939)
- Пассажирская автодрезина ПД1 — Демиховского машиностроительного завода, (1950-е)
- Автомотриса АМ-1-093
- Пожарная автодрезина ПМД-3-259 — Демиховского машиностроительного завода, (1960-е)
- Грузовая автодрезина ГМД4 — Демиховского машиностроительного завода, (1960-е)
- Дрезина на базе автомобиля ЗИМ (ГАЗ-12)
- Мотодрезина ТДУ5 — Калужского машиностроительного завода, (1950-е)
- Ручная дрезина — Выксунских железнодорожных мастерских, начало XX века
Узкоколейные вагоны:
- Пассажирские вагоны — Мальцовского завода, фирмы Гёрлиц (нем. Görlitz) и др. 1898—1935 годов постройки.
- Открытый пассажирский вагон треста «Азнефть», Бакинских нефтепромыслов 1928 года постройки (реконструирован «с нуля» до рабочего состояния в 2010 году).
- Грузовые вагоны различных заводов 1890—1960 годов постройки.
- Цистерны 1900—1920-х годов постройки.
- Плужные снегоочистители системы Бьёрке, 1928—1953 годов постройки.
Прокат дрезины
За отдельную плату (200 рублей для взрослых и 100 для детей) можно прокатиться на ручной железнодорожной дрезине за пределы станции и музея (около 1 километра). ВНИМАНИЕ: имеются ограничения по возрасту и здоровью.
Посещение музея
В узкоколейный музей можно проехать из Переславля-Залесского по автомобильной дороге до села Купанское, где свернуть налево в посёлок Талицы. До Талиц ведёт грунтовая дорога длиной около 2,5 километра, проезжаемая практически в любую погоду. Перед въездом в посёлок имеется автомобильная парковка от которой до музея около 500 метров.
Музей работает со среды по воскресенье с 10:00–17:00.
Стоимость билетов на 2022 год:
- Взрослый - 300 рублей
- Детский - 100 рублей
По состоянию на 2022 гож оплатить билет можно только наличными.
Где находится и как доехать, телефон, время работы, цена, сайт
Адрес: Россия, Ярославская область, Переславский район (г.о. Переславль-Залесский) посёлок Талицы, ул. Лесхозная, 1
Телефон: +7 (48535) 4-94-79
Время работы: ср-вс 10:00–18:00
Стоимость: 300 рублей
Сайт: kukushka.ru
Переславский железнодорожный музей на карте
GPS координаты: 56.802622, 38.647903